Виды информации по форме восприятия в информатике. Электронная газета_Серенькая Е.В. Каналы восприятия информации

Цель урока: формирования представления о видах информации по способу восприятия.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • сформировать знания обучающихся о видах информации по способу восприятия.
  • Развивающие:
    • развивать умения систематизировать и анализировать информацию;
    • развивать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности.
  • Воспитательные:
    • формировать осознание практической значимости полученных знаний;
    • воспитывать трудолюбие, толерантность, самостоятельность;
    • воспитывать навыки организации рабочего места.

Оборудование: ПК, проектор, карточки

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы урока и постановка целей
  3. Актуализация опорных знаний
  4. Объяснение нового материала
  5. Самостоятельная работа
  6. Рефлексия.
  7. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Проверка готовности обучающихся к уроку, отметка отсутствующих.

II. Сообщение темы урока и постановка целей.

III. Актуализация опорных знаний

.

Работа в парах: обучающимся на парту выдается карточка с таблицей, в которой необходимо заполнить пустые ячейки

На доске аналогичная таблица (используя проектор или интерактивную доску), но с дополнительным столбцом.

После выполнения задания при совместном обсуждении заполняются три столбца (2-4ый) таблицы на доске.

IV. Объяснение нового материала.

Первый этап

На отдельных листах написаны виды информации (визуальная, аудиальная, обонят ельная, тактильная и вкусовая) и обучающимся предлагается распределить эти карточки по таблице. В итоге таблица примет вид:

Вид информации Чувство Орган Пример

Визуальная

Вкусовая

Вкус яблока

Обонят ельная

Обоняние

Аудиальная

Тактильная

Осязание

Горячий утюг

(Примеры могут быть различными)

Второй этап

  1. Попробуем ответить на вопрос: с помощью какого органа чувств мы больше всего получаем информации? Ученики дают свои ответы. Но давайте попробуем это доказать.
  2. К доске вызывается пять учеников, у каждого из которых “работает” только одно чувство и им предлагается определить предметы, владея только одним чувством: шоколад, тетрадь 48 листов, дневник, лед, карандаш, стакан с водой, кусочек ткани и т.д.

    Ответы каждого ученика фиксируются помощниками. По количеству угаданных предметов учениками делается вывод, что больше всего информации мы получаем с помощью зрения.

  3. А всё ли мы можем увидеть? Выслушиваем ответы учеников и проводим эксперимент: 4 стакана с водой (с холодной водой, с соленой водой, со сладкой водой, с горячей водой). Вы, только видя эти стаканы, можете определить, что в них находится? Ответы учеников. Если найдется ученик ответивший “да”, то он пробует назвать что в каждом стакане и, к сожалению, это окажется не так. Вывод: не всё мы можем определить визуально.

V. Самостоятельная работа.

Каждому обучающемуся предлагается карточка с 10-ю примерами, где требуется определить вид информации:

VI. Рефлексия.

Беседа по вопросам:

С какими видами информации мы познакомились?

На какие вопросы мы с вами ответили?

И каждый продолжит фразу: сегодня на уроке я …

VII. Домашнее задание:

выучить виды информации, придумать по три примера к каждому виду информации.

Кто владеет информацией - владеет миром, это общеизвестное выражение. Другой вопрос - какие виды и свойства информации существуют.

Что же это такое?

Однозначно на вопрос ответить сложно, каждый трактует его по-своему. Вкратце можно сказать, что информация - это какие-либо сведения о чем-либо. При этом неважно, в какой форме они представлены. Можно выделить несколько основных классификаций: по способу восприятия, форме представления и общественному значению. Рассмотрим более подробно обязательные составляющие этого понятия.

Виды информации по способу восприятия

Как известно, человек обладает пятью основными органами чувств, которые помогают ему взаимодействовать с окружающим миром. В связи с этим выделяют визуальную, вкусовую, аудиальную, тактильную и обонятельную информацию. При этом стоит отметить, что наибольший процент внешнего восприятия мы получаем именно при помощи зрения, то есть основная информация для нас - визуальная.

По форме представления

Тут можно выделить следующие виды информации - текстовая, звуковая и числовая. Как вы понимаете, в современном мире больше всего мы воспринимаем ее звуковой и текстовый варианты. Значит, этот аспект также можно отнести к разряду первостепенных.

Согласно общественному значению

В данном случае существуют следующие виды информации: личная, к которой относятся полученные ранее навыки и знания, а также, как ни странно, интуиция; массовая, в которой можно выделить общественную, эстетическую, а также обыденную; и, наконец, специальная, которая относится к определенной отрасли науки или производства, к сфере деятельности.

Какие свойства информации существуют?

Итак, мы выяснили, какие виды информации существуют. Но каковы ее основные свойства? Их выделяют пять: объективность, достоверность, полнота, полезность и актуальность. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий информация не может считаться полноценной.

Объективность

Информация не должна зависеть от чьего бы то ни было мнения или желания. Она - отражение мира, а не чьих-то чувств или эмоций. То, что для одного плохо, для другого - хорошо, что для одного сложно - легко для другого.

Достоверность

Информация должна быть истинной и отражать действительное положение дел. Если она искажена, преувеличена или преуменьшена, она уже не достоверна и не может вызывать доверия.

Актуальность

Информация должна быть актуальной, то есть ее можно использовать в настоящем времени. Если же она устарела (к примеру, сведения о ценах лет пять назад), то уже не актуальна.

Ценность

Информация должна быть полезной. Таковой она бывает лишь в том случае, если все требования по вышеперечисленным ее свойствам были соблюдены.

Заключение

Итак, мы постарались уяснить понятие информации, виды информации и основные ее классификации, а также свойства. Надеемся, эта статья была вам полезна.

Виды информации

Говорить об информации вообще, а не применительно к какому-то ее конкретному виду (роду, типу, классу) беспредметно.

Какие типы или виды информации можно выделить?

Во-первых, по способу восприятия информации .

У человека пять органов чувств:

    зрение; с помощью глаз люди различают цвета, воспринимают зрительную информацию, к которой относятся и текстовая, и числовая, и графическая;

    слух; уши помогают воспринимать звуковую информацию – речь, музыку, звуковые сигналы, шум;

    обоняние; с помощью носа люди получают информацию о запахах окружающего мира;

    вкус; вкусовые рецепторы языка дают возможность получить информацию о том, каков предмет на вкус – горький, кислый, сладкий, соленый;

    осязание; кончиками пальцев (или просто кожей), на ощупь можно получить информацию о температуре предмета – горячий он или холодный, о качестве его поверхности – гладкий или шершавый.

Человек получает информацию о внешнем мире с помощью своих органов чувств. Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный), примерно 9% – при помощи органов слуха (аудиальный) и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). Следует отметить, что органы чувств человека получили название анализаторов, поскольку именно через эти органы информация попадает в головной мозг. А вот, например, для лисы, собаки и многих других животных основная информация та, которая поступает через нос. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация – звуковая, они воспринимают ее своими большими, чуткими ушами.

Компьютер, помогающий человеку хранить и обрабатывать информацию, приспособлен в первую очередь для обработки текстовой, числовой, графической информации.

Во-вторых, по форме представления информации .

Наиболее часто при работе с компьютерами встречаются символьная, текстовая, графическая и звуковая информация, потому что с компьютером работает человек, а эти формы представления информации для него являются самыми главными.

Символьная информация основана на использовании символов: букв, знаков и т.д. Она является наиболее простой, а на практике применяется для передачи несложных сигналов о различных событиях.

    Например, зеленый сигнал светофора сообщает о том, что разрешено движение людей и транспорта в определенных направлениях, красный – запрещает. Дорожные знаки также являются символьной информацией.

Текстовая информация , например текст в учебнике, сочинение в тетради, реплика актера в спектакле, прогноз погоды, переданный по радио. Заметим, что в устном общении (личная беседа, разговор по телефону, радиопостановка спектакля) информация может быть представлена только в словесной, текстовой форме. Числовая информация, например таблица умножения, арифметический пример, счет в хоккейном матче, время прибытия поезда и др. В чистом виде числовая информация встречается редко, разве что на контрольных по математике. Чаще всего используется комбинированная форма представления информации.

    Например, вы получили телеграмму: “Встречайте двенадцатого. Поезд прибывает в восемь вечера”. В данном тексте слова “двенадцатого” и “восемь” мы понимаем как числа, хотя они и выражены словами.

Графическая информация : рисунки, схемы, чертежи, фотографии. Такая форма представления информации наиболее доступна, так как сразу передает необходимый образ (модель), а словесная и числовая требуют мысленного воссоздания образа. В то же время графическая форма представления не дает исчерпывающих разъяснений о передаваемой информации. Поэтому наиболее эффективно сочетание текста, числа и графики.

    Например, при решении задач по геометрии мы используем чертеж (графика) + пояснительный текст (текст) + числовые расчеты (числа).

Музыкальная (звуковая) информация .

В настоящее время мультимедийная (многосредовая, комбинированная) форма представления информации в вычислительной техники становится основной. Цветная графика сочетается в этих системах со звуком и текстом, с движущимися видеоизображением и трехмерными образами.

В-третьих, по общественному значению информации .

Информация может быть:

    личной – это знания, опыт, интуиция, умения, эмоции, наследственность конкретного человека;

    общественной – общественно-политическая, научно-популярная, т. е. то, что мы получаем из средств массовой информации. Кроме того, это опыт всего человечества, исторические, культурные и национальные традиции и др.;

    обыденная – та, которой мы обмениваемся в процессе общения;

    эстетическая – изобразительное искусство, музыка, театр и др.;

    специальная – научная, производственная, техническая, управленческая.

Свойства информации

Любое вещество можно характеризовать его свойствами, например, твердое, жидкое, красного цвета и т.д. Информация также обладает свойствами, правда, они не столько наглядны, как свойстве вещества.

Рассматривая информацию, можно выделить такие ее свойства, как объективность, достоверность, полнота, актуальность, ценность и ясность (понятность).

Информация – это отражение внешнего мира, а он существует независимо от нашего сознания и желания. Поэтому в качестве свойства информации можно выделить ее объективность . Информация объективна, если она не зависит от чьего либо мнения, суждения.

    Пример. Сообщение “На улице тепло” несет субъективную информацию, а сообщение “На улице 220С” - объективную (если термометр исправен).

Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, т.к. преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания или “вредности” конкретного субъекта.

Говорят что информация достоверна , если она отражает истинное положение дел.

Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной.

Достоверная информация помогает принять нам правильное решение.

Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

    Преднамеренное искажение (дезинформация);

    Искажение в результате воздействия помех (“испорченный телефон”);

    Когда значение реального факта преуменьшается или преувеличивается (слухи, рыбацкие истории).

Информацию можно назвать полной , если ее достаточно для понимания и принятия решения.

    Например, мечта историка – иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события происходившие на наших глазах, не полностью документируются, многое забывается, и воспоминания подвергаются искажению.

Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению. Не зря русская пословица гласит: “Недоученный хуже неученого”.

Актуальность (своевременность) информации – важность, существенность для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).

Полезность или бесполезность (ценность) информации . Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.

Самая ценная для нас информация – достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.

С точки зрения техники свойство полезности рассматривать бессмысленно, так как задачи машине ставит человек.

Ясность информации характеризуется степенью доступности для понимания. Если ценная или актуальная информация будет выражена непонятными словами или на языке, который мы не знаем, может стать полезной. Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.

Восприятие информации человеком

04.04.2015

Снежана Иванова

Восприятие – это процесс отражения в сознании личности явлений и предметов в сумме их свойств, состояний, компонентов.

Жизнь современного человека трудно представить без информации. Средства массовой информации буквально изобилуют всевозможными событиями, которые могут заинтересовать личность. На сегодняшний день нет недостатка информации в какой – либо области; напротив, наблюдается ее переизбыток. Люди часто путаются в одних и тех же понятиях, поскольку информация об одном и том же предмете может быть противоречивой. Поэтому, чтобы разобраться в сложном вопросе, иногда приходится изучить кучу различных позиций.

Восприятие – это процесс отражения в сознании личности явлений и предметов в сумме их свойств, состояний, компонентов. Данный процесс тесно связан с органами чувств, поскольку мы получаем любую информацию посредством участия зрительных, слуховых и иных ощущений.

Процесс восприятия информации представляет собой высокоорганизованную внутреннюю работу, в которой участвуют все психические процессы: внимание, воображение, память, мышление. Для того, чтобы поступающая в мозг информация лучше усваивалась, ее необходимо осознавать или осмысливать. Восприятие как раз и выполняет функцию своеобразного проводника между новой информацией и ее осознанием.

Восприятие информации человеком происходит на нескольких уровнях. Все они, так или иначе, затрагивают органы чувств и связаны с познавательными процессами.

Каналы восприятия информации

Под каналами восприятия понимают преобладающую направленность в сторону одного органа чувств, которая обеспечивает лучшее усвоение поступающей информации. Стоит учесть тот фактор, что у каждого человека доминирует своя индивидуальная направленность. Кому – то для усвоения достаточно один раз прочитать материал, другому необходимо прослушать лектора на эту же тему и т.д.

  • Визуальный канал. Направлен на усвоение информации путем большего сосредоточения на зрительных образах. У человека, которого преобладает данный канал восприятия, отмечается высокая способность усваивать информацию через чтение. В данном случае личности достаточно прочитать материал, и информация прочно «закрепится» в мозге. Нет необходимости пересказывать прочитанное или делиться с окружающими. Если информация сама по себе носит противоречивый характер, вызывает дополнительные вопросы, провоцирует спор, то у индивида может возникнуть потребность подробно ознакомиться с разными мнениями для того, чтобы сформировать свою точку зрения.
  • Аудиальный канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации преимущественно на слуховых образах. Если преобладает данный канал восприятия, у человека отмечается высокая способность к запоминанию через прослушивание нужного материала. Студенты, у которых доминирует аудиальный канал, прекрасно усваивают предложенную информацию во время лекции и могут дома ничего не учить – все и так легко улеглось в голове, так что не осталось лишних вопросов! Если возникают сложные моменты, материал сложный и непонятный, такая личность обычно стремится сразу уточнить важные детали и разобраться на месте, задав лектору соответствующие вопросы.
  • Кинестетический канал. Направлен на усвоение информации путем сосредоточения преимущественно на физических ощущениях. Кинестетическое восприятие тесно связано с органами осязания, поэтому такому человеку во время разговора обязательно требуется прикасаться к собеседнику. Запах, вкус тоже имеют для этой личности первостепенное значение – она более всего внимательна к деталям и собственным чувствам. Если вы спросите человека, что с ним происходит, он сможет в красках описать свои эмоции, распознать их подлинные проявления.
  • Дигитический канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации на абстрактно – логических образах. Такой человек склонен во всем искать смысл, раскладывать свои знания «по полочкам». Дигиталу крайне важно знать, с какой целью он выполняет то или иное действие и что из этого последует. Он обладает способностью прогнозировать ситуацию, а потому склонен к планированию и глубокому анализу происходящих событий. Чаще всего, дигиталы по жизни занимаются научной деятельностью.

Перечисленные каналы восприятия являются ведущими, но кроме них имеются и другие: вкусовой, обонятельный, семантический и т.д. В соответствии с представленными особенностями каждого из каналов в психологии выделяют следующие виды восприятия информации: зрительный, слуховой, осязательный, речемыслительный . Каждый из перечисленных видов полностью соотносится с выше обозначенными каналами восприятия информации.

Свойства восприятия

  • Предметность. Характеризуется направленностью на внешний мир. Человек всегда сосредоточивает свое внимание на таких вещах, которые находят отражение в окружающем пространстве. Это не обязательно могут быть предметы и явления, но также абстрактные понятия. В любом случае происходит глубокое умственное сосредоточение на том или ином предмете: обыденном, художественном или научном.
  • Целостность. В отличие от ощущения, которое отражает отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира, восприятие составляет его общий образ. Он складывается из совокупности различных ощущений и формирует целостное представление о том или ином предмете.
  • Структурность. Необходимо отметить, что восприятие человека устроено таким образом, что обладает способностью систематизировать материал в определенном порядке, то есть, из общего потока поступающей информации выделять только ту, что окажется полезна в данном случае.
  • Константность. Под этим свойством понимается относительная постоянность воспринимаемой информации при различных условиях. Так, например, формы предметов, их величина, цвет представляются человеку одинаковой при разных жизненных условиях.
  • Осмысленность. Человек не просто воспринимает предметы и явления, он делает это осмысленно, целенаправленно, предвидя определенный результат и стремясь к нему. Так, например, студенты слушают лекцию для того, чтобы успешнее сдать зачет или экзамен, посещают занятия по художественной культуре для самообразования. Во всяком своем действии личность стремится поступать осмысленно, потому что иначе и не может совершаться никакая деятельность.

Сложные формы восприятия информации

Под формами восприятия информации понимают некоторые категории, имеющие в своей основе размышления и направленность на поиск истины.

  • Восприятие пространства. Каждый из нас весьма индивидуально подходит к восприятию пространства. Если нас перенести в другое место, мы не сможем сразу сориентироваться, пока не выработаем тактику поведения и не поймем, как лучше себя вести. Один человек способен сориентироваться в меняющихся условиях иначе, чем другой и у каждого свое собственное восприятие.
  • Восприятие времени. У каждого из нас есть свои биологические часы, которые напоминают о необходимости предпринимать определенные действия. Есть распространенная теория о «совах» и «жаворонках». Одним трудно просыпаться утром, они могут бодрствовать днем, другим необходимо рано вставать и также рано ложиться. Если обратиться к человеку на улице с вопросом «Который час?», большинство сейчас же начнут искать часы, чтобы вам ответить. Между тем, внутри себя всякий примерно знает, сколько времени на данный момент. Именно поэтому становится возможным процесс планирования любых дел, прогнозирование различных ситуаций еще до того, как они произойдут в реальности.
  • Восприятие движения. Впечатления движения создаются сугубо индивидуально. Кому – то достаточно наклонить вперед голову, принять соответствующее положение корпуса, чтобы создалась иллюзия того, что происходит перемещение в пространстве. Восприятие движения фиксируется мозгом и осознается личностью за счет вестибулярного аппарата и собственных мыслей, субъективных настроений.
  • Восприятие преднамеренное и непреднамеренное. Данные формы отличаются друг от друга участием сознания в восприятии каких – либо объектов. Иначе их еще можно назвать непроизвольным и произвольным. В первом случае восприятие осуществляется за счет внешних обстоятельств, которые привлекли внимание человека, а во втором им руководит сознание. Преднамеренное восприятие характеризуется четкой целью, обозначенными задачами, ясной структурой и последовательностью в выполнении всех необходимых шагов.

Особенности восприятия информации

Каждый человек подходит к восприятию одних и тех же событий и явлений очень индивидуально. Ведь один увидит в происходящем для себя благословение, а другой сочтет в данных обстоятельствах для себя наказание. Кроме того, люди различаются еще и по ведущим каналам восприятия информации. Если кому – то необходимо прочитать изучаемый материал, то другому очень важно его прослушать на слух.

Для визуала крайне важно, чтобы вся информация находилась в поле его зрения. Замечательно, если имеется возможность ознакомиться с материалом посредством чтения. Только тогда, когда визуал увидит, как выглядит то, что ему нужно запомнить, он способен по – настоящему воспринимать.

Для аудиала всегда лучше единожды услышать материал, чем несколько раз его читать. Это тот тип восприятия, когда сказанное живьем слово приобретает колоссальное значение. Людям, имеющим ведущий аудиальный канал восприятия, всегда легче усваивать информацию на лекциях или участвовать в семинарах.

Отличительной особенностью кинестетиков является природная потребность все трогать руками. Иначе не может пойти процесс целостного восприятия. Только с помощью эмоций, подкрепляемых взаимодействием с людьми или предметами, они познают окружающую реальность. Как правило, такие люди очень эмоциональны и подвержены различным направлениям деятельности. Весьма много среди них художников, музыкантов, скульпторов, то есть к ним относятся те, кто способен проживать целую жизнь при соприкосновении с предметами и даже творить собственную реальность.

Дигиталы склонны к глубокому анализу происходящих событий. Это по сути своей настоящие мыслители и философы. Для них новая информация должна обязательно являться предметом абстрактно – аналитического мышления, плодом серьезной внутренней работы, связанной с логическим выстраиванием сложных конструкций. Познать истину – их главная цель.

Таким образом, способы восприятия информации существуют самые различные. Все вместе они создают гармоничную и целостную картину мира, в которой приветствуется полнота многообразия. Необходимо развивать все каналы восприятия, но делать это с опорой на ведущий вид. Тогда любая деятельность человека будет успешной, приведет его к новым открытиям и свершениям.

Для чего в науке при изучении каких-либо объектов часто стремятся распределить эти объекты по группам в соответствии с определенными признаками? Иными словами, с какой целью разрабатывается классификация изучаемых объектов? Есть некоторые общие свойства информации и общие закономерности работы с ней. Но работа с текстом рассказа отличается от работы над партитурой музыкального произведения, а проведение расчета по формулам имеет мало общего с созданием мультфильма. То есть существуют особенности протекания информационных процессов для информации разных видов. Знание того, к какому виду относится информация, поможет выбрать наиболее подходящие средства и методы для работы с ней.

Какие виды информации можно выделить? Какие признаки можно выбрать в качестве оснований деления?

Поскольку в наибольшей степени информацию мы связываем с восприятием и осознанием поступающих сигналов человеком, то её можно разделить по тому, каким образом информация воспринимается людьми.

У человека пять органов чувств :

* зрение , с помощью которого люди различают цвета, воспринимают зрительные образы; информация - визуальная;

* слух , с помощью которого воспринимается звуковая информация - речь, музыка, звуковые сигналы, шум; информация - аудиальная;

* обоняние , с помощью которого люди получают информацию о запахах окружающего мира; информация - обонятельная;

* вкус - с помощью вкусовых рецепторов языка можно получить информацию о том, каков предмет - горький, кислый, сладкий, соленый; информация - вкусовая;

* осязание - кончики пальцев (и весь кожный покров) дают человеку информацию о температуре предмета - горячий он или холодный, о качестве его поверхности - гладкий или шероховатый; информация - тактильная.

Следует отметить, что органы чувств человека получили название анализаторов, поскольку именно через эти органы сигналы внешнего мира поступают в головной мозг для анализа и осмысливания.

Около 80-90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуально ), примерно 8-15% - при помощи органов слуха (аудиалъно ) и только 1-5% - при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания ).

А вот, например, лисы, собаки и многие другие животные основную часть информации получают с помощью носа. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация - звуковая, они воспринимают ее своими большими, чуткими ушами.

Когда мы изучаем не отдельного человека, а группы людей - социальные системы, вряд ли имеет смысл разделять информацию, циркулирующую в такого рода системах, по способу ее восприятия отдельным человеком. В этом случае целесообразно рассматривать другие основания классификации. Например, можно распределить информацию на виды по степени значимости для общества, отдельных групп людей, отдельных индивидуумов.

Информация может быть:

? личной : это знания, опыт, интуиция, умения, планы, прогнозы, эмоции, чувства, наследственная память конкретного человека;

? специальной , значимой для определенной группы людей; это такие виды информации, как:

* научная;

* производственная;

* техническая;

* управленческая;

? общественной , значимой для большинства членов общества; это такие виды информации, как:

* общественно-политическая (то, что мы получаем в основном из средств массовой информации);

* научно-популярная (научно осмысленный опыт всего человечества, исторические, культурные и национальные традиции и др.);

* обыденная (которой мы обмениваемся в процессе повседневного общения);

* эстетическая (изобразительное искусство, музыка, театр и др.).

Но выделенные виды информации вряд ли будут полезны, когда речь идет о технических или социотехнических системах. В этом случае интерес может представлять деление на виды в зависимости от формы представления информации.

Общение между людьми (да и любая коммуникация в общем случае) не мыслится без того, чтобы передаваемая информация была как-то выражена, зафиксирована с помощью знаков или сигналов, оформлена в соответствии с правилами, понятными всем субъектам общения.

Рассмотрим некоторые виды информации в зависимости от формы ее представления.

Текстовая информация: текст в учебнике, сочинение в тетради, реплика актера в спектакле, прогноз погоды, переданный по радио.

Заметим, что в устном общении (личная беседа, разговор по телефону, радиопостановка спектакля) информация может быть представлена преимущественно в словесной, текстовой форме.

Числовая информация: таблица умножения, арифметический пример, счет в хоккейном матче, время прибытия поезда, статистические данные о населении страны и др.

В «чистом» виде числовая информация встречается редко, разве что на контрольных по математике. Чаще всего используется комбинированная форма представления информации.

Вы получили телеграмму: «Встречайте двенадцатого. Поезд прибывает в восемь вечера». В данном тексте «двенадцатого» и «восемь» мы понимаем как числа, хотя они и выражены словами.

Графическая информация: рисунки, схемы, чертежи, фотографии.

Такая форма представления информации наиболее наглядна и доступна для восприятия и осознания, так как сразу передает необходимый образ, а словесная и числовая требует мысленного воссоздания образа. В то же время графическая форма представления часто не дает исчерпывающих разъяснений о передаваемых данных. Поэтому наиболее эффективно сочетание текста, чисел и графических изображений.

При решении задач по геометрии мы одновременно используем чертёж (графика), пояснительный текст (текст), численные расчёты (числа и операции над ними).

Звуковая информация : речь, музыка, звуковые сигналы.

Данный вид информации также важен в процессе коммуникации. Звуковые сигналы привлекают наше внимание (звонок на перемену, вой сирены), пробуждают чувства (музыкальные произведения), создают определенный настрой (тембр голоса собеседника).

Некоторое представление о разнообразии подходов к выделению видов информации может дать определение информации, приведенное в энциклопедическом словаре, где говорится, что информация - это общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму.

В приведенном определении выделены четыре вида информации по различным способам (субъектам) обмена :

* социальная (человек - человек);

* техническая (человек - автомат, автомат - автомат);

* биологическая (информация в животном и растительном мире);

* генетическая (передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму).

Существуют и другие варианты классификации информации по видам:

* по сфере применения информации (экономическая, географическая, социологическая и пр.);

* по характеру источников информации (первичная, вторичная, обобщающая и пр.);

* по характеру носителя информации (информация, «зашифрованная» в молекулах ДНК или в длинах световых волн; информация на бумажном или магнитном носителе и пр.).

Конкретный исследователь выбирает для себя ту или иную классификацию в зависимости от стоящей перед ним проблемы, от тех взаимосвязей, которые он изучает.

Химики, физики, биологи используют классификацию по характеру носителя информации. В теории информации прежде всего рассматриваются источники информации. В социологии наиболее интересным является сфера применения и общественное значение информации.

Когда речь идет о компьютере , то наиболее часто выделяются виды информации в зависимости от формы ее представления .

Компьютер помогает человеку, хранить, передавать, преобразовывать информацию текстового, числового, звукового, графического и комбинированного вида.

В настоящее время мультимедийная (многосредовая, комбинированная) форма представления информации становится основной в вычислительной технике. Цветная графика сочетается в этих системах со звуком и текстом, с движущимися видеоизображением и трехмерными образами.